ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ТЫВРОВСКАЯ”

 

тывровская-лемешовкаоригинал                                  Точная копия иконы Божией Матери  “ТЫВРОВСКАЯ”

 

Возвращение Тывровской святыни

28 мая список знаменитой Тывровской Ченстоховской чудотворной иконы торжественно перенесен в Тывров

Тывров – одно из древнейших поселений Подолья, упоминаемое еще в знаменитой «Летописи временных лет» святого Нестора Летописца. За долгую историю Тыврова Господь явил здесь многие чудеса и святыни. Среди них целебный источник, появившийся на месте одного из древних храмов, чудотворный образ святителя Николая из православного Тывровского мужского монастыря и другие местночтимые иконы.

Наиболее почитаемой в народе являлась Тывровская Ченстоховская икона Божией Матери. Известность чудотворного образа была настолько велика, что историю его исследовали подольские священники-краеведы. Результатом этих трудов стала публикация статей в Подольских Епархиальных ведомостях, посвященных почитанию древнего образа.

Самое подробное описание появления чудотворного образа в Украине мы находим в статье Подольских епархиальных ведомостей за 1873 год.

«Икона сия, как видно из акта комиссии, бывшей 15 ноября 1742 года под председательством епископа Луцкого и Брест-Литовского, привезена из м. Ченстохова (в царстве Польском). Михаил Калитинский, хорунжий Брацлавский, помещик Тыврова, со своею женою 8 сентября 1739 года приехал, в день Рождества Богородицы, в м.Ченстохово поклониться иконе Божией Матери, по преданию написанной св. евангелистом Лукою, во время земной жизни Её…

Во время богослужения в храме Калитинский увидел около себя убогую девушку, с иконой Богоматери, стоящую и просящую купить эту икону, говоря, что как ему самому, так и его дому икона эта необходима. Калитинский купил эту икону, но с условием, чтобы она была приложена к чудотворной иконе, называемой Ченстоховскою».

По возвращении на родину, Калитинский поставил приобретенный образ в своей столовой, в пятницу 9 мая 1740 года – в день, когда Православная Церковь празднует перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град. В этот же день к нему приехал житель города Немирова Иван Микуленко со своими подмастерьями и евреем-портным. На другой день после праздника в доме Калитинских произошло чудесное событие.

«Еврей, который праздновал субботу, начал читать Библию за столом. Вдруг нашел на него непонятный страх. Он стал осматриваться то на одну, то на другую сторону и, поднявши глаза к иконе Богоматери, увидел большое сияние, исходящее от Ее лица. Он в страхе начал кричать: «Микуленко! Микуленко! Смотри, этот образ изменяет свой вид». Посмотревши на икону Божией Матери, Микуленко тоже увидел сияние, исходящее от иконы. То же самое видел священник, который приготовлялся служить Литургию в домовой каплице полковника украинских войск помещика Калитинскаго, затем донесено было самому помещику, весь двор удостоился быть свидетелем этого явления. Калитинский тотчас велел перенести икону из зала в каплицу, где совершена была Литургия. По окончанию Литургии к Калитинскому был приглашен священник Никольской церкви Гавриил Вороненко, и, вместе с бывшим у него духовенством, прихожанами и с церковною процессиею, икона Богоматери торжественно была перенесена из каплицы Калиновского в приходскую церковь м. Тыврова и поставлена в алтаре на горнем месте».

Со средины XVIII века ежегодно в день Святого Духа стекался народ с Подольской, Волынской и Киевской губерний для поклонения Тывровскому чудотворному образу. В честь иконы слагались народные песни, где в поэтической форме пересказывалась история чуда. «Набожные» песнопения были весьма популярны среди селян, некоторые из них публиковались в Почаевском сборнике «Богогласник» 1825 года.

В одной из песен повествуется о чудесных исцелениях, происходивших по молитвам перед Тывровским образом:

«И там, в алтаре, стоит на горнем месте Икона Пресвятой Девы у святого Николая в доме.

И там многие и разные чудеса показала – Темных, хромых и разных больных исцеляла».

Не менее интересно и упоминание в песнопениях об обращении в Православие иноверцев, ставших свидетелями чудес, явленных образом:

«А жиды-кравцы, видя сияние, стали кричати, С женами, детьми крещение требовати».

Тывровская чудотворная икона постоянно находилась в Никольской церкви, но в 1920-х годах комсомольцами-активистами этот храм был сожжен. В огне погибла и древняя святыня местечка Тыврова.

28 мая 2007 года, в День Святого Духа, по благословению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Тульчинского и Брацлавского, список знаменитой Тывровской Ченстоховской чудотворной иконы Крестным ходом был торжественно перенесен в город Тывров.

Крестный ход начался от собора Святителя Николая города Гнивань, где перед святым образом была отслужена Божественная литургия. Из Гнивани Крестный ход, возглавляемый священниками Тульчинской и Винницкой епархий, направился в город Тывров. Икона была перенесена на место своего постоянного пребывания – в храм Архистратига Михаила, где перед ней был совершен благодарственный молебен.

Радостно, что почитание древней святыни не кануло в лету, радостно, что теперь и мы с вами, как и наши благочестивые предки, можем совершать паломничество в Тывров и молиться перед иконой Тывровской Божией Матери.

Ростислав Моцпан

 

Как видно из публикации, и исторических сведений Подольских епархиальных ведомостей за 1873 год, история иконы несколько сильно отличается от версии истории опубликованой на сайте тывровской котолической  Конгрегации Миссионеров облати Непорочной Марии (ОМИ) при костеле Архистратига Михаила. Привожу выдержки из одинаковой статьи этого и других подобных сайтов того, какой  видят эту историю католические “просветители” затурканной православной Украины. 

Історія тиврівського костелу починається ще з 1569 року згадками про дерев’яний римсько-католицький костел, спалений козаками за часів Хмельниччини.
На його місці у 1742 році (за іншими даними, 1752р.,) тодішній власник Тиврова Міхал Ян Калетинський (1672-1756) побудував новий костел, пожертвувавши на будівництво, крім матеріалу, ще й 50 000 злотих.
В 1739 році Калетинський, будучи в Ченстохові, випадково купив у однієї бідної жінки копію ікони Матері Божої Ченстоховської. І привізши її додому, поставив у своїй столовій.
В наступному році (1740) у володіння Калетинського прибули художник Іван Никуленко і портний єврей, для своїх робіт вони розмістились в столовій, де була ікона. Під час роботи вони несподівано помітили, що із ікони виходить незвичайне сяйво. Це сяяння потім бачив і сам поміщик, а крім того і місцевий священик та інші. І після перевірки спеціальною комісією під головуванням луцького єпископа у 1742 р. її визнано чудотворною. Історики та краєзнавці вважають, що саме тому Михайло Калетинський почав у 1742 р. будувати костел.

Я позволю себе сократить текст, опуская присущую стилю патетику, оставив главное.Желающие сами могут найти без труда эту статью полностью в интернете
У 1863 році до Тиврівського костелу належало 1564 парафіян, 1901 року – було вже 2248 віруючих.
Щодо зовнішнього вигляду костелу, то зберігся малюнок Наполеона Орди близько 1871 року, який зображує костел з палацом з боку ріки Південний Буг. На сторінках журналу «Исторический вестник» 1912 року писалося: «Коли в”їджаєш у містечко, насамперед в очі впадає висока гостра дзвіниця костелу, який царює над усіма іншими будівлями і дивиться з висоти своєї величі на скромну православну церкву, нестильну, маленьку. І тоді як православна церква мовчить, костел у визначений час нагадує про себе тоненьким передзвоном».
Сново пропуск ,пропускаю текст с архитектурным описанием .
Та найбільшою цінністю була чудотворна ікона Матері Божої, оздоблена дорогоцінним камінням та численними коштовностями, кожна з яких дарувалася як знак подяки за зцілення. Видатний українсько-польський історик Антоній Йосип Ролле писав, що в літургійний спомин Ченстоховської ікони Матері Божої у м. Тиврів сходиться із різних міст багато паломників. Вони приходять із Подільської, Волинської, Київської та інших губерній, бо ікона мала здатність зцілювати навіть важкохворих та калік. Чудова та обставина, що в честь цієї ікони складено народом кілька пісень та молитов.

 

Вот так вот! Из истории совершенно пропал тот факт, что чудотворная икона постоянно находилась в ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ. Но из текста можно понять, что это именно к ним, к  католикам , а не к православным “в літургійний спомин Ченстоховської ікони Матері Божої у м. Тиврів сходиться із різних міст багато паломників. Вони приходять із Подільської, Волинської, Київської та інших губерній”. А сам пан Калитинский оказался не православным полковником Украинского войска , а чуть ли не правоверным католиком!

Еще один пример, как католики, используя славу православной святыни, стараются завлечь в свою веру духовно не просвещеных тывровчан. В основном, как всегда ,ставка делается на молодежь и не безрезультатно. Сведения о том, что икона “Тывровская” пропала в огне пожара не являются абсолютно достоверными. Старожилы утверждают, что во время пожара из храма люди  выносили утварь. Неужели самое ценное, что было в храме – чудотворные иконы “Тывровская” и св. Николая, антиминс, оставили гореть, вынося столы и стулья?  Так что вопрос – куда подевались иконы до сих пор остается без ответа. И ,кажется, самих тывровчан этот вопрос мало волнует.

3 комментария

3 ответа на “ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ТЫВРОВСКАЯ”

  1. Звичайно жаль, що так історія розходиться і ми не знаємо правди, але хіба католики аналогічно про Православну Церкву відгукувались: “Еще один пример, как католики, используя славу православной святыни, стараются завлечь в свою веру духовно не просвещеных тывровчан. В основном, как всегда ,ставка делается на молодежь и не безрезультатно.” ?! Прошу про мир між конфесіями, якого так бракує християнам

  2. Шановний Бориславе! Щиро дякую за коментар! На сайті бракує відвідувачів, а тим паче коментаторів! Що до того, як католики відгукуються про Православну Церкву, дивуюсь Вашій необізнаності. Взяти хоча б переконання католиків в тому, що вони і є справжня Церква, а православні єретики і відступники, прокляті схизматики, і саме ця невідповідність історії їх не мало не бентежить. А що до правди, то ми ( православні) таки її знаємо, і не схильні змінювати та підтасовувати історію під себе. І повірте, найменше хотілось би на цьому сайті розвертати міжконфессійні суперечки. Питання міжконфессійних розбіжностей догматичних та соціальних є кому вирішувати й без нас. Щодо Вашого зауваження- таж у статті ясно написано, що Тиврівська ікона належала православній церкві, якщо ви ставите під сумнів документально підтверджену історію, тоді, вибачте, про що з Вами говорити.У даному випадку викладенно ще один факт католицького прозелітізму на канонічній території православ’я, якщо Вам це не подобається, то, напевно Ви католік? Зрештою деякі люди можуть звинучувати інших у ворожому ставленні до них, всього лише за не правильний погляд.
    З повагою до Вас…

    • Вибачте, коли це католики Вас ображали? Коли говорили на Вас єритики, схизматики…, Навпаки ми говоримо про єдність, бо всі належимо до Христової Церкви. Передивіться будь-ласка Декларацію з 1976 року про нашу співпрацю між православною та католицькою Церквами. Відносно прозолітизму то мусити повернутися трішки в історію і подивитися чи дійсно на цій тереторії було більше православних, а не навпаки. Крім того повірте ніколи не заохочував православних переходити до католиків навпаки мав такий час коли один рік служив православним емігрантам з України і завжди коли їм говорив про сповідь, іспит совісті, літургію молитву матеріали брав з Ваших офіційних сайтів. Ви згадуєте у Вашій статі також про Почаєвський монастир, який теж був доречі католицьким і ікона, яка в ньому знаходиться була коронованою папою римським. Прошу не маніпулюйте фактами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.