Некоторые особенности клиросного послушания

Василий Черняев,
Алексей Шашакин
18.02.2009 

Некоторые особенности клиросного послушания

“Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже
воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень”
(Пс. 136, 8-9)

Аргументов у меня больше нет. Тут Вы правы. Против десяти лет клиросного послушания я пас. Клирос – это в 80% случаев диагноз. Там знают все церковные сплетни, слухи, анекдоты, там знают всё про иномарки священников и их связи с теневой экономикой, про их любовниц и любовников, там вырабатывается особый вид религиозного сознания, зачастую циничного. Там могут петь абсолютно неверующие, но обладающие музыкальными способностями люди. Из-за хорошего голоса годами на клиросе может держаться и пьяница, и курильщик, и блудница. Большая часть ссор и скандалов в храме – клиросного происхождения“.
Протоиерей Георгий Бирюков http://www.rusk.ru/st.php?idar=8783&page=5#form
(сообщение 22.03.2007 22:48)Написано это было батюшкой два года назад в ходе обсуждения фильма “Остров”. И хотя батюшка потом извинился за некоторую резкость, понимание глубины этих слов пришло только сейчас, когда клиросной певческой деятельностью убито еще два года жизни. Именно убито, практически вычеркнуто из духовной жизни прихожанина.

Чтобы избежать непонимания, следует оговориться, что речь пойдёт в первую очередь о клиросах Санкт-Петербурга. Потому что отдалённые от города клиросы, по-видимому, не столь заражены вирусами вседозволенности и распущенности, или же, хочется надеяться, вообще не заражены. Тема, однако, очень актуальна, и касается не только Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что тема озаглавлена, как “особенности клиросного послушания”, речь пойдёт о явлениях, зачастую противоположных послушанию.

Клиросная вседозволенность и расхристанность

Считается нормальным на всё большем числе клиросов, среди всё большего количества певчих, что женщинам, к примеру, можно ходить в брюках, без платка; что певчим можно и посты не соблюдать, и сидеть на службе. Даже этикет особый образовался – вставать(!) во время чтения Евангелия. Да и то даётся с трудом. Не хотят некоторые певчие вставать.

Очень популярно чтение художественной литературы на службе. Тут и детективы, тут и романы, тут и сканворды. Особенно тягостно бывает некоторым певчим пересидеть (не простоять) Шестопсалмие. Идут на улицу (подышать воздухом, или до трапезной за чайком, ну или в туалет, на худой конец). Обсуждение разнообразных проблем также, зачастую, помогает скоротать оплачиваемое время Богослужения. Выручает также наличие мобильного телефона – можно поиграть, либо попереписываться смс-ками.

Особенно уверенно и по-хозяйски чувствуют себя на клиросе некоторые дамы. Благо и бразды правления хорами, чаще всего, принадлежат им.

Кто и где сказал: “женщина в храме да молчит”?

Отвечает священник Александр Ионов, клирик храма во имя св. Димитрия Солунского:
“Это выражение апостола Павла (1 Кор. 14, 34): “Жены ваши в церквах да молчат” – синодальный перевод тут допускает славянизм, по-русски точнее было бы сказать “женщины”. Аналогичные мысли высказываются в Новом Завете неоднократно. Это выражение “женщины да молчат” касается не только поведения в храме, но и участия в Богослужении. В Православии никогда не было женщин-епископов и женщин-священников; церковная проповедь с амвона тоже не удел “слабого пола”. Мало кто знает, что петь на клиросе женщины в России стали только в XIX веке (вот когда началось оскудение веры в народе!), и воспринималось это как рискованное новшество. У каждого человека есть свой способ послужить Богу, и надо следовать ему. Однако время и обстоятельства так же диктуют свое, и сегодня мы очень ценим наших женщин, которые преподают в воскресных школах, занимаются миссионерско-катехизаторской работой и составляют большую часть прихожан наших храмов”.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=737

Таким образом, мы видим, что в участии женщин в клиросном пении нет ничего плохого, хотя это и совпало, странным образом, с началом оскудения веры. Чтобы не останавливаться на поисках виновных, перейдём сразу к главному.

Главное – это господствующая и распространяющаяся всё более повсеместно мировоззренческая концепция, которую можно коротко охарактеризовать, как полное бездуховно-материалистическое клиросное равнодушие.

Повторно надо оговориться, что имеются в виду не все клиросы, и не все певчие, но очень многие. Причём становится таких певчих всё больше, что и вызывает беспокойство.

Описанное состояние наступает не сразу, оно формируется постепенно. Можно даже условно описать стадии.

1. Прихожанин, желающий петь. 2. Первые посещения клироса. Принятие им певческих “законов” и “порядков” за духовный идеал, следование этим “установлениям”. Либо сразу принимает всё за чистую монету, либо поначалу относится настороженно, но постепенно “смиряется” и втягивается в процесс. 3. Желание не быть “белой вороной” и (или) извлекать какую-то выгоду из посещения храма. К этому времени остатки духовных ценностей бывших прихожан весьма и весьма оскудевают. Певчий начинает получать денежное вознаграждение за пение. Вырабатывается как бы условный рефлекс: сходил в храм – тебе заплатили, не сходил – не заплатили. 4. Приблизительные дальнейшие суждения (могут варьироваться) материализовавшегося певчего: “смысл работать за жалкие гроши?” “Хоть бы платили нормально, а то всё жмутся”. “Они (священники) покупают крутые тачки, да квартиры с дачами, детей у них много, едят тоже не мало”. “А мы за своё (ангельское) пение еле концы с концами сводим”. 5. Постепенно решаются в свою пользу либо компромиссно вопросы о послушании регенту, послушании настоятелю. 6. Адекватная реакция регента и священнослужителей. Переход певчего на новое место. Уже в новом качестве. С каждым последующим переходом певчего новые ценности всё более устойчиво кристаллизуются в уже описанное состояние полного бездуховно-материалистического клиросного равнодушия.

У клиросных певчих формируется совершенно особая идеология, совершенно уникальная система ценностей. И самое опасное, что эта сформировавшаяся система ценностей навязывается новичкам. И, в большинстве случаев, не принудительно, а за счёт численного превосходства клиросных певчих, имеющих данную систему ценностей. В число последних входит приятное извлечение выгоды из посещения храма, элитность певческого коллектива перед обычными прихожанами; красота, сила, звучание своего собственного голоса, и прочее. Самое плачевное, что такому певчему становится сложным (или невозможным) находится в храме в качестве обычного прихожанина, даже если он заходит в другой храм. Всё перечисленное свидетельствует о том, что новые ценности не дополнили уже существующие ценности христианина, а заменили их. То есть заменили главное – личное молитвенное общение с Богом.

Какие возможны выходы из данной, усугубляющейся с течением времени, ситуации?

Вся сложность решения данной проблемы заключается в том, что формирование хора во многих случаях (или, может быть, в большинстве случаев) перешло в руки регента. Даже в тех редких случаях, когда регент ИМЕЕТ желание заботиться о духовном состоянии певчих, это у него получается настолько коряво, что результат скорее отталкивает, чем вызывает положительный отклик. Обычно же регент не занимается не своим делом, поскольку совершенно верно полагает это обязанностью священника.

Сейчас всё реже испрашивается благословение священника на участие певчего в клиросном пении. И уж, тем более, никакого значения не придаётся духовной готовности певчего к исполнению данного послушания.

Между тем, настоятель имеет всю полноту власти, хотя бы даже из-за одного того, что оплачивает пение.

Может быть, это громко прозвучит, но кандидатам на исполнение оплачиваемого клиросного послушания вполне можно было бы проходить некое испытание (экзамен), контролируемое не регентом, а настоятелем. Не только на знание вечерних и утренних молитв, обихода, гласов; не только на работу ушей и связок; но и серьёзное собеседование касательно идеологии певчих, их прошлого, как светского, так и церковного. После чего певчему целесообразно было бы исполнять клиросное послушание в течение испытательного срока, во время которого он должен был бы проявить себя как молящийся христианин, соблюдающий дисциплину и осознающий то, где он находится.

Таким образом, хотелось бы предложить устранить губительный самотёк в ситуации с набором певчих в клиросные хоры.

Ещё один аспект рассматриваемой проблемы заключается в том, что не посвящённым и не искушённым в клиросной жизни прихожанам, начавшим петь, или поющим какое-то время уже на клиросе, может, в течение какого-то периода, казаться возможным подавать положительный пример остальным певчим, как следует себя вести в храме Божием. То же самое могут возразить и певчие отдалённых клиросов, где рассматриваемые клиросные явления не успели укорениться.

Однако это не так. Можно подавать пример некоторое время (может быть, даже длительное время). Можно стоять всю службу, среди сидящих и занимающихся своими делами певчих. Можно повторять мысленно прошения ектении, стараясь не обращать внимания на коллег, общающихся с мобильными телефонами. Можно выполнять даже поклоны. Хотя, конечно, поклоны – не главное, и без них можно обойтись.

Всё это показывание примера и попытки молиться на таком клиросе – это потерянное время. Это растерянная добродетель. Это полная духовная пустота, от которой никак нельзя предохраниться. К ней можно только привыкнуть и начать воспринимать её, как должное, как норму.

Может возникнуть закономерный вопрос – зачем выносить все эти особенности на всеобщее обозрение?

Иметь в виду всё вышеописанное просто необходимо для тех прихожан, которые собираются стать певчими. И бороться с данными несоответствиями тоже нужно.

И последнее, что следует сказать, и в Санкт-Петербурге, и за его пределами, конечно же, есть очень много достойных певчих, добросовестно, с пониманием, выполняющих свой нелёгкий труд. И необходимо выразить всем таким людям глубокое уважение и попросить у них прощения за некие обобщения, сделанные в данной заметке.

12 комментариев

12 ответов на “Некоторые особенности клиросного послушания

  1. Хорошая, глубокая статья, нужная. Я сама певчая в церковном хоре. Многие вышеперечисленные проблемы и там есть. Никуда от них не деться, потому что ходят петь не все верующие(далеко)- а просто нормально “слышащие” люди,имеющее хотя бы начальное муз. образование. Но такие люди ходят в храм из-за зарплаты. Чтобы “подработать”, и очень мало таких, которые совмещают Служение Богу с музыкой(пением)- в хоре- на клиросе.Думаю, что Господь сердцевидец, воздаст каждому по делам его и мыслям, а руководителям( Регентам, псаломщикам и Настоятелям) необходимо обращать внимание на дисциплину и тишину во время богослужения. Проводить беседы с такими людьми. Спаси Господи всех, кто соприкасается с этим прекрасным и нелегким делом- пением в храме!

    • Спаси Господи!
      Извините за долгую модерацию. Служебные обязанности не давали возможности даже проверить почту!

  2. Христос Воскресе! Бог нам всем в помощь! Статья занятная(хотя и отдает комсомольским пафосом) с конструктивом, как сейчас говорят. Однако, некоторые моменты не достаточно освещены, а именно, взаимоотношения клира и клироса(в статьях Сиверса об этом сказано более подробно – можно набрать в поисковике). Скажу кратко – характер этих отношений, обоюдо-зависимый, на мой взгляд, не только негативное отношение к клиросу возникает из-за того, что клирос, мол, такой-сякой, но и клирос бывает таковым, каково отношение к нему. В народе же известно: говори человеку – свинья, свинья, так он в конце концов захрюкает. Я сам певчий с 20-летним стажем и могу сказать, что клирос многими настоятелями воспринимается, так же, как властьимущие воспринимают артистов, как людей низшего сословия, хоть и слезу, иногда вышибают из каменных начальственных лиц и цветочки им кинуть хочется и по головке потрепать – молодец, черноголовый. И если артисты это от части заслужили(чего греха таить) и зарплаты у них(у артистов) не клиросные, то клирос-то… за что(?!!) И получается, частенько – как аукнется, так и откликнется. Сразу даю отповедь всем, кто не считает работников церкви людьми, дескать это мирянам немощным можно и обижаться и возмущаться, а работники церкви – что бы без дураков(!) – ошибаетесь, братья и сестры: мы такие же люди, как и все. И ходите вы в храмы не к нам, а к Богу. Да и женщины басами, как правило, петь не могут, а значит – нужны мужики, а мужики – это кормильцы, у которых семьи(это – касательно “материализовавшихся певчих”) Ну, вот… как-то так. Извините за резкость – накипело. Спаси всех Господи!

    • Михаил, в женских составах поют женщины басами. Куда деваться-то? Мужчины все больше по мужским хорам с заоблачными зарплатами и гастролями. У нас, правда, басы в хоре, зато тенор женщина. )))

  3. Хорошо сказано, правильно. Я сама регент вот уже 18 лет. Все описанные явления присутствуют, не отрицаю. Но вот с выводом автора о связи “оскудения веры” и приходом на клирос женщин-просто смешно, уж простите!))) Я далека от идей феменизма и не рассматриваю любую критику в сторону женщин как оскорбление или нападки. Но автор явно перепутал причину и следствие, увы. Напомню вам известную мудрость-рыба тухнет с головы! И кто, как не церковносужители-мужчины, кстати)), показывают своим “примером” отношение к служению. Повсеместне нерадение к службе, стяжательство, мздоимство, блуд и пьянство, лицемерие, неприкрытое “барство” по отношению к низшим клирикам и откровенное заискивание перед высшими? Про “матушек” молчу вообще! Может стоит начать с духовенства и почистить свои ряды, прежде чем обвинять людей, отдающих жизнь и время на служение Богу за жалкие копейки или часто вовсе безвозмездно?

    • Только одно хочу дополнить.
      Отношение к хору, как к своим крепостным плясунам. Хочу-дам зарплату, хочу урежу, хочу уволю без объяснения причин, хочу-и будут песни петь при гостях за столом два-три часа, хоть и пели перед этим ночную службу и впереди еще служб немеряно.. (тут бы и вовсе голоса не лишиться, от узлов-то никто не застрахован).
      И так далее.

  4. Как точно сказали! Я и сама певчая и постоянно стыкаюсь с этой проблемой. Вроде бы, душа стремится ввысь, к Богу, хочется молиться, посвятить своё пение Всевышнему, а тем не менее что-то отвлекает. И это при том, что у нас на клиросе все ребята верующие, да и регент нас постоянно подталкивает и наставляет не только в музыкальной, но и в духовной стезе. Вот, вроде бы, всё хорошо, но если у кого-то то, скажем, упадут ноты, диакон прочтет не то прошение, прихожане подпоют и собьют с тональности, или же басы вспомнят анекдот про колобка, то всё: никто уже не может молиться. Недаром говорят: много даётся – много спрашивается. Так и с клиросом. Это огромное благо и честь, петь для Бога и подражать ангелам, но, с другой стороны, здесь встречается очень много искушений. Помню, когда я только пришла на клирос, я по наивности думала, что став певчей, я избавлюсь от разных искушений, но всё оказалось наоборот, что очень огорчило меня. Но тем не менее, бросать это дело я не хочу, ведь это замечательно, петь для Бога и молиться через пение

  5. Неуместная статья. Скажу только о Москве, так как знаю как тут у нас дела обстоят.
    Я начинала петь при Патриархе Пимене в Богоявленском соборе, в Москве, при трех Патриархах пела и пою. Видела как все раньше было, как меняли и к чему пришли.
    Удручающая картина. Оскудение и падение уровня исполнения. Почему-то идет поток безголосых, неграмотных и бесперспективных регентов и певчих, из других бывших союзных республик понаехавших, или вышедших из воскресных школ и курсов Кустовского.
    И любят все эти люди прикрывать свою профнепригодность православием и верой. Гласов не знает, не поет, а шепчет, на каждом такте вдох, и так далее, но поклоны бьет, к кресту и на помазание первый, и наплевать, что петь надо. Пусть поют нехристи, а я помолюсь.
    А кто сказал, что профессиональные певцы не верующие люди? За 35 лет служения на клиросе навидалась я всякого. И с полной ответственностью заявляю, что телефоны, треп, игрушки и книжки как раз вот эти вот “усердномолитвенники” и притащили на клирос.
    Когда начинала я петь 16-летней соплюшкой, нас так учили:
    главное в храме-СЛУЖБА!
    Хоть гори все огнем-главное СЛУЖБА!
    И никаких беганий, никаких земных поклонов или чего-то еще,-любые действия, мешающие вовремя вступить, петь ровно и правильно-запрещены. Даже к причастию-в свой выходной.
    И это правильно. Нельзя между делом бежать на исповедь, чтобы успеть проболтать все в паузе.
    Я не буду здесь писать об оскудении репертуара, о незаслуженных увольнениях сразу по пол-хора, о невыплате обещанных денег, чтобы с!экономить средства для других нужд,-все и так всё прекрасно знают.
    Сегодня картина такова. Хоровое клиросное пение как искусство умерло. Вместе с Патриархом Пименом. Насаждаемая так называемая “византия” жалкое подражание настоящей “Византии”, и не понимать этого-неприлично просто. Причем нежелание оплатить хотя бы трио опять прикрывается “ну ооочень молитвенными распевами, против этого дурацкого партеса”, против этих брызг шампанского, тьфу ты, пошлость какая!”
    На эту тему можно говорить долго и много. Но что толку? Целый пласт церковной духовной культуры уничтожен, вырезан и оплёван. И возродиться, наверное, уже никогда не сможет. И тут я вспоминаю Крылова:
    Мораль басни Мартышка и очки.

    К несчастью, то ж бывает у людей:
    Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
    Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    Так он ее еще и гонит.
    ———————————-
    Печальнее всего, что гонят, прикрываясь верой.

    • Ольга, я с таким интересом прочла Ваш комментарий. Спасибо! С каждым словом согласна, хотя период сравнения у меня очень мал по сравнению с Вашим.

  6. Человек, который приходит на клирос должен еще и быть глубоко верующим, а также понимать, что он делает и для кого! Но это так сложно! Сама часто отвлекаюсь во время молитв…

  7. Странность великая все что написано здесь.
    У нас в селе нет оплаты клироса. И нет умения петь особо.
    И нет сплетен.
    И нет никакого особого мировоззренческого настроя, отличающего хор от других прихожан.

  8. Все истина, горькая, реальная! Если кто и старается придерживаться хоть каких-то правил, то основная масса певчих именно не хочет знать, зачем он здесь, вернее, как он должен себя вести и понимать, для чего он здесь. Да, я служить начала в эпоху владыки Пимена в городе Саратове, но и тогда разрешались послабления в поведении певцов. Кто-то перевоспитался, кто-то остался на прежнем уровне и вообще скончались от вредных привычек и неверия в Господа. Печально все это, братья и сестры…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.