Уважаемые святые отцы! Дайте мне пожалуйста разьяснение по следующему,интиресуещему меня вопросу: В мечетях не пропускают в главный зал без очищения,в католических храмах творят песнопения певцы католической веры… Какими же тогда православыми канонами руководствуется русская православная церковь,коль там поют хоровые колективы,более чем на половину укомплектованные артистами других вероисповеданий?При наличае желающих православных певчих с огромным стажем и навыками в духовного песнопения.
Отвечает протоиерей Евгений Иванов:
Очень грустная тема. Хоровое пение – не просто хорошая традиция Православия. Это естественная и прекрасная форма нашей литургической жизни.
Без пения нет общественного богослужения. С этим, надеюсь, ни у кого вопросов нет. К церковному пению два основных требования: красота и духовность. Для этого исполнитель соответственно должен обладать двумя качествами – профессионально владеть своим голосом и быть человеком духовной жизни. И вот здесь проблема, о которой мы говорим: где найти таких людей, чтобы сочетался неплохой вокал и глубокая вера в Бога, реализуемая в жизни. Певцов много. А по-настоящему духовных людей мало. А тех, кто может по достоинству встать на клирос еще меньше. Что же теперь делать? Разогнать все профессиональны е хоры? сидеть и ждать, пока наконец то явится на приход новый Роман Сладкопевец или Иоанн Дамаскин? а в этот неопределенный по времени период петь кто будет? Дорогие мои ревнители Православия! Мы легко говорим о проблемах, находим массу изъянов в церковной жизни- прекрасно! Но почему то мало кто предлагает конкретное решение проблемы на отдельно взятом приходе.
Отступление небольшое: Однажды, в бытность мою проректором Костромской духовной семинарии подошла ко мне благочестивейшая прихожанка одного из храмов. С ней – неизвестная мне пожилая женщина. Прихожанка стала настойчиво уговаривать меня приютить эту женщину в семинарском общежитии на неопределенное время. Мотив простой – женщина из другого города и ей негде переночевать. Начал ей объяснять, что так не делается – семинария не гостиница и не странноприимный дом; селить неизвестную женщину с ребятами-студентами неправильно. Прихожанка стала громко возмущаться: “это же не по- христиански человека на улице оставлять!”. Соглашаюсь с этой ревнительницей Евангелия и предлагаю во исполнение заповеди эту женщину разместить ей у себя на квартире. После этого прихожанка со мной не здоровалась…
Все хотят, чтобы пришел некто великий и сильный и решил быстренько за нас все наши проблемы. А то, что клиросы православных храмов оставляют желать лучшего, проблема наша общая, а не отца Василия, или игумена Игнатия, или Святейшего Патриарха.
Предлагайте, пожалуйста, конкретное решение проблемы, а не благочестивые пожелания. Поверте, священнику, настоятелю храма, даже епископу нужна реальная помощь.
И еще хочу поделиться с Вами наблюдением: на протяжении 10 лет я был на клиросе, пел, читал, был уставщиком, даже немного регентовал. Это были 90-е годы прошлого века. в Церковь тогда пришло немало молодых людей и девушек с целью… подзаработать. Студенты музыкальных учебных заведений откровенно шли на заработки. И случилось чудо: подавляющее большинство из них стало воцерковленными христианами. Через музыку духовную, через частое присутствие на службах, общение с православными батюшками и прихожанами эти молодые люди из атеистов и полу-язычников на глазах становились крепкими христианами. И сейчас, поверьте мне, эти процессы активно происходят. Да, сейчас эта девица без платочка, а пройдет год и она заъхочет стать монахиней. Сейчас этот баритон побежал выкурить сигарету, а пройдет совсем немного времени и он победит свой духовный недуг. Неужели Вы думаете, что регулярное присутствие на богослужениях никак не исправляет человека? Исправляет еще как. И постепенно делает человека духовным.
И еще практика: нету никакого наличия “желающих православных певчих с огромным стажем и навыками в духовного песнопения”. Все они востребованы, уже поют. Либо, по состоянию здоровья петь не могут. А если есть, то кто мешает придти на клирос, петь и пример молодым подавать?
О проблемах клиросного пения говорить можно до бесконечности. Это не только певчие недуховные. А репертуар, а манера исполнения, соблюдение устава, регентское дело… И говорить будем, и, самое главное будем думать как решать эти многочисленные вопросы.
И еще одну историю расскажу, древнюю. Так, для кругозора духовного: Однажды Христос шел с учениками вдоль поля. Стояла прекрасная погода, цветы и зелень деревьев и лужаек радовала глаз. И вот на окраине тропинки взору Христа и апостолов предстала мерзкая картина: мертвая, полуразложившая ся собака, изъедаемая червями. Ученики по очереди и все вместе стали говорить о том, какая она мерзкая, отвратительная. А Христос посмотрел на мертвую собаку и сказал: “а зубы ее – белее жемчуга”!
Да, необходимо быть не только певцом, но и человеком духовной жизни! Очень хорошая статья!